Программа воспитания 2023-2024 гг

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся........................................................ 4
1.2 Направления воспитания…………………………………………………..….5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ............................Ошибка! Закладка не определена.5
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 15
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 17
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 31
3.1 Кадровое обеспечение..................................................................................... 30
3.2 Нормативно-методическое обеспечение....................................................... 34
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образователь-ными
потребностями ....................................................................................................... 35
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся .......................................................................................... 36
3.5 Анализ воспитательного процесса .............................................................. 327
Приложение (анкета для анализа) ....................................................................... 41

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ п. Оротукан» составлена на основе
следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р
и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р)
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования"
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, (Приказ Минпросвещения России
от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и
воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего
профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных
результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается и утверждается с
участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов
обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных
отношений,
социальными
институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе

в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического,
физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники МБОУ «СОШ п. Оротукан» Магаданской области, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие
в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания
обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная
деятельность
в
общеобразовательной
организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в

общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные
результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают
осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная
деятельность
в
общеобразовательной
организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного
подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в
соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской
государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации (организация деятельности органов школьного ученического
самоуправления, участие во всероссийских объединениях детей и молодёжи (РДДМ,

РДШ, РСМ), участие в конкурсах и мероприятиях гражданской направленности);
патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности (Церемониал поднятия Государственного флага
Российской Федерации и исполнение Гимна РФ каждый понедельник и при
проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам; проведение
занятий по внеурочной деятельности «Разговоры о важном», проведение
общешкольных ключевых дел ко Дню защитников Отчества, Дням воинской славы,
Дню Победы);
духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным
традициям (совместная работа с Магаданской епархией, участие в социально
значимых мероприятиях и акциях).
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства (посещение музеев и театров региона и страны
(онлайн-экскурсии), посещение концертов и выставок)
физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей
и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
(работа спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях школы, округа и
региона);
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности (организация дежурств в кабинетах ОО, участие в
субботниках на территории школы и п. Окчан; профориентационная деятельность);
экологическое
воспитание:
формирование
экологической
культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты
окружающей среды (участие в экологических акциях и проектах);
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и потребностей (участие в научно-практических
конференциях онлайн и офлайн, конкурсах и фестивалях науки и творчества,

олимпиадах)
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных)
ценностей,
обеспечивают
единство
воспитания,
воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях
начального общего, основного общего, среднего общего образования по
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства, значение
и
ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной

направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний
о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней
российской
государственности,
с
Российским
государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,

национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам
с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского
и мирового художественного наследия.

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать
это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья
и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья.
Демонстрирующий
навыки
рефлексии
своего
состояния
(физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,
к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном

высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
В рамках образовательного процесса МБОУ «СОШ п. Оротукан» осуществляет
воспитательную деятельность, целенаправленно управляя развитием личности
ребенка в учебной и внеурочной деятельности педагогическим коллективом.В школе
создаются условия для разностороннего личностного развития детей, подростков,
раскрывается и обогащается их творческий потенциала, воспитания
гражданственности, стимулирования социальной активности. Это достигается
подготовленными педагогическими кадрами.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Оротукан» расположена в Ягоднинском городском
округе.
МБОУ «СОШ п. Оротукан» является средней общеобразовательной
школой, численность обучающихся на 1 сентября 2023 года составляет 60 человек,
численность педагогического коллектива – 15 человек. По социальнодемографическим параметрам контингент обучающихся разнороден. Среди
учащихся школы есть дети из многодетных, малообеспеченных, неполных,
опекаемых семей, из семей, находящиеся в социально-опасном положении. Есть
дети, относящиеся к группе «дети-инвалиды».
Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трём уровням образования: начальное общее
образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Школа расположена в отдалённом округе Магаданской области, но несмотря на это,
школьники имеют возможность посещать объекты культуры и спорта,
расположенные на территории округа (ДШИ, ДЮСШ, ДК «Металлист», МБУ
«ЦБЯГО» библиотека п. Оротукан), чтослужит целевым ориентиром в воспитании
школьников.
Приоритетное направление в воспитательной деятельности школы – это развитие
духовно – нравственного воспитания учащихся. Учащиеся школы являются
участниками мероприятий Общероссийской общественно- государственной детскоюношеской организации (далее - РДШ), РДДМ «Движение первых», деятельность
которых направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на
основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости
школьников. С целью формирования активной жизненной позиции в школе
организована работа
школьного ученического самоуправления (классный и
общешкольный уровни), главным органом которого является Совет обучающихся.
Большое внимание уделяется вопросу организации профориентационной работы с
учащимися. Организовано сотрудничество с Центром занятости населения п.
Оротукан, что повышает степень осознанного выбора профессии и уровня
общеобразовательных знаний учащихся.

Социальными партнерами школы в решении задач воспитания являются:
- «Детская юношеская спортивная школа п. Оротукан»;
- ЦКиД «Металлист»;
- МБУ«ЦБЯГО библиотека п. Оротукан»;
- Центр занятости населения п. Оротукан;
- ГИБДД ОтдМВД России по Ягоднинскому району;
- КДНиЗП администрации Ягоднинского городского округа;
- Детская школа искусств;
- Пожарная часть № 6;
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на
которых основывается процесс воспитания в МБОУ «СОШ п. Оротукан»:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников, педагогов и родителей;
- реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу при активном привлечении родителей (законных представителей) учащихся;
-организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основные традиции воспитания в МБОУ «СОШ п. Оротукан»: годовой цикл работы
концентрируется вокруг ключевых дел, которые включают в себя основные аспекты
воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии. Через них осуществляется попытка
целостного воздействия на детский коллектив и личность школьника, на его
рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все
ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого
предмета и классного руководства, родители (законные представители). При этом
важно не просто организовать совместную деятельность, но и
добиться
взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие
помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры,
укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в
общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе. При этом важно

учесть коллективную разработку, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов ключевого дела.
В школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность. Педагоги школы
ориентированы на формирование коллективов в рамках классов, кружков, секций и
иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений. Ключевой фигурой воспитания в школе является
классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
В каникулярное время организуются воспитательные мероприятия, тематические
классные часы, киноуроки, походы в поселковую библиотеку, «Весёлые старты» и
спортивные состязания.
Настоящая программа содержит теоретическое положение и план работы,
основанные на
практических наработках МБОУ «СОШ п. Оротукан» по
формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства
духовно-нравственного развития школьника, определяемого как уклад школьной
жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную
деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом
обеспечивается духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их
приобщения к базовым российским ценностям: Россия, многонациональный народ
Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука,
религия, природа, человечество
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания в МБОУ «СОШ п. Оротукан»
осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы, каждое из
которых представлено в соответствующем модуле.
2.2.1. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
- общешкольные
многодневные
тематические
мероприятия,
направленные на формирование личностных результатов обучающихся:
Месячник «Мы за ЗОЖ», Неделя толерантности, Марафон добрых дел,
Неделя профориентации, КТД «Новогодний серпантин» и др.;

- ежегодные мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы, мероприятия в рамках календаря
знаменательных дат;
- участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых
значимым событиям в России, мире: акция «Письмо солдату», акции
«Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли»,
«Бессмертный полк» и др.;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования: Последний звонок, церемония
вручения аттестатов, праздник «Прощание с начальной школой»;
- мероприятия,
символизирующие
приобретение
новых
социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе:
ритуалы
посвящения
в
первоклассники,
пятиклассники,
старшеклассники;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вклад в развитие МБОУ «СОШ п. Оротукан», Ягоднинского городского
округа, Магаданской области: чествование победителей и призёров
муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады
школьников;
- федеральные, региональные и муниципальные проекты,
направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты
«Орлята России», «Проектория»; конкурс «Большая перемена» и др.
- социальные проекты в общеобразовательной организации,
совместноразрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами,
в том числе с участием социальных партнёров;
- мероприятия
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и других направленностей: тематические
викторины, квесты, квизы, флешмобы; акции по благоустройству и
оформлению школьной территории, фестиваль «Этих дней не смолкнет
слава!», выставки рисунков и фотографий, оформление тематических
экспозиций и др.
- участие во Всероссийских онлайн-уроках Института изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования;
- через помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях

подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий,
их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и
другими взрослыми с последующей корректировкой организации
взаимодействия с обучающимися.
2.2.2 Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
установление между учителем и учениками доверительных отношений,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Уставу школы,
Правилам внутреннего распорядка школы;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, дискуссий.
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр
«Своя игра», викторин, тестирования; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;
- олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок
– путешествие, урок-исследование и др. Учебно-развлекательные мероприятия
(конкурс - игра «Предметный кроссворд», викторины, литературная композиция,
конкурс газет и рисунков, познавательные экскурсии и др.);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- реализация целевой модели наставничества через организацию различных форм:
учитель - ученик, ученик-ученик (шефство мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи);
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,

обеспечивающей приобретение навыка самостоятельного решения теоретической
проблемы, оформления собственных идей, навыка уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навыка публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, позволяющей
создать условия для реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов
образования XXI века: «образование для всех», «образование через всю жизнь»,
образование «всегда, везде и в любое время».
В результате реализации данного модуля у обучающихся развиваются навыки
сотрудничества,
коммуникации,
социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы, воспитывается
ценностное отношение к миру.
2.2.3 Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует
работу с коллективом класса, индивидуальную работу с учащимися, работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями.
Главное предназначение классного руководителя - изучение особенностей
развития каждого обучающегося в классе и создание условия для становления
ребенка, как личности, входящей в современный мир, воспитание человека,
способного достойно занять своё место в жизни.
Важное место в работе классного руководителя занимает организация интересных
и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися
вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться,
а с другой - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие
дела, акции, события, проекты, занятия:
- классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя),
посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в округе,
регионе, стране, способствующие расширению кругозора детей, формированию
гражданской позиции, патриотизма, эстетического вкуса; позволяющие лучше
узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива,
поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные,
направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие
решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к

общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного
поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей.
- традиции
классного коллектива: «День именинника», концерты для мам,
бабушек, пап; новогодние утренники; участие в окружных социально значимых
мероприятиях (субботники, акции) и т.п.;
- индивидуальная работа с учащимися класса:
ü со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по
отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью учащихся
класса.
ü с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
ü с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на
контроль над успеваемостью, посещаемостью и внеурочной занятостью
учащихся;
ü вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе.
Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с учителями
предметниками:
ü регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками и обучающимися;
ü проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
ü привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
ü привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа классного руководителя с родителями (законными представителями)
обучающихся:
ü регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах
детей, о жизни класса в целом;
ü помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
ü организация родительских собраний в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания обучающихся;

ü создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения учащихся;
ü привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
коллективных дел классного и школьного уровней;
ü организация и проведение семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
2.2.4 Модуль « Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- формирование в кружках, секциях, клубах, которые объединяют обучающихся и
педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями,
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,
самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе
осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий
патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным
культурам народов России, духовно-историческому краеведению;
- познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
- художественной, эстетической направленности в области искусств,
художественного творчества разных видов и жанров;
- оздоровительной и спортивной направленности:
- профориентационной направленности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Практическая
биология», «Избранные вопросы математики», «Финансовая грамотность»,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,

политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Кружок дополнительного образования «Декор».
Создающий благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленный на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Шахматы», спортивный клуб «Богатырь», военно-патриотическое объединение
«Наследники», направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Профориентационная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Играем в
профессию», «Путешествие в мир профессий», «У меня растут года…», «Труд в
почете любой, мир профессий большой» направлены на расширение знаний о
профессиях, воспитание у них уважительного отношения к людям разных профессий,
трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
2.2.5 Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
МБОУ «СОШ п. Оротукан» предусматривает:
организацию и деятельность органов классного самоуправления, Совета
обучающихся школы, избранных обучающимися в процессе классных деловых игр,
а также школьных деловых игр «Выборы руководителя Совета обучающихся»,
«Выборы Совета обучающихся школы»;
представление Советом обучающихся
интересов обучающихся в
процессе управления школой, формирования её уклада (в том числе на заседаниях
Управляющего совета);
защиту Советом обучающихся
законных интересов и прав
обучающихся;
- участие Совета обучающихся в разработке, обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы;
- участие Совета обучающихся в проведении самоанализа
воспитательной деятельности в школе;
- осуществление Советом обучающихся работы по соблюдению
обучающимися Правил внутреннего распорядка для обучающихся МБОУ
«СОШ п. Оротукан»;

-

реализацию/развитие деятельности РДШ, РДДМ и других детских
объединений и движений.

2.2.6 Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы Школы
предусматривает:
проведение профориентационных классных часов и
психологических занятий, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (симуляции, деловые игры,
квесты) расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных
проектов: «ПроеКториЯ», «Шоу профессий»;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности
или в рамках дополнительного образования;
оформление тематических стендов, ведение тематической
рубрики
в сообществе школы в социальных сетях «Одноклассники»,
«ВКонтакте» на официальном сайте школы.
2.2.7 Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МБОУ «СОШ
п. Оротукан» предусматривает:
- участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности;
- мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения;
- организацию участия обучающихся в социально-психологическом
тестировании;
- создание в Школе эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной

деятельности;
- профилактические мероприятия с участием сотрудников Отд
МВД,
ГИБДД ОтдМВД России по Ягоднинскому району, ПДН,
КДНиЗП, отдела опеки и попечительства администрации Ягоднинского
городского округа;
- индивидуальную работу с обучающимися и их родителями
(законными представителями) в рамках работы Совета профилактики;
- инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана),
письменное информирование родителей об ответственности за
безопасность и здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях,
связанных с риском для здоровья и безопасности обучающихся;
- тематические классные часы и родительские собрания по
вопросам профилактики деструктивного поведения, правонарушений
несовершеннолетних (согласно планам ВР классных руководителей), в
том числе с использование материалов Всероссийского проекта
«Здоровая Россия – общее дело»;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, в том числе с использованием
онлайн-сервисов;
- психолого-педагогическое
сопровождение
групп
риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение,
зависимости, суицидальное поведение и др.).
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с
обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными
представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы
профилактики;
- разработку и реализацию профилактических программ,
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением; организацию межведомственного взаимодействия (в том
числе комплексных индивидуальных программ сопровождения
обучающихся из категории «СОП»);
- профилактические занятия, направленные на формирование
социально одобряемого поведения, развитие навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
- включение обучающихся в деятельность, альтернативную
девиантному поведению, а также в различные профилактические
программы (антинаркотические, антиалкогольные, против курения;
безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в

деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные,
религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность
дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте;
противопожарная
безопасность;
гражданская
оборона;
антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том
числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной,
художественной и др.);
- мониторинг
деструктивных
проявлений
обучающихся,
включающий мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях
«ВКонтакте», «Телеграм» (ежемесячно);
- включение обучающихся в социально значимую деятельность во внеурочное
время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного образования, волонтёрских
объединений;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей
(законных представителей) в целях профилактики расширения групп
семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической
поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.8 Модуль «Работа с родителями или их законными представителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для лучшего достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Только когда все участники
образовательного процесса едины и находят контакт, тогда воспитание наиболее
эффективно. Но бывает так, что родители сами нуждаются в грамотной
квалифицированной помощи.
Необходима организация работы по выявлению
родителей (законных
представителей), не выполняющих обязанностей по их воспитанию, обучению,
содержанию ведется систематически и в течение всего года. Используются различные
формы работы:
- выявление семей группы риска при обследовании материально-бытовых условий
проживания обучающихся школы;
- формирование банка данных семей;
- индивидуальные беседы;
- заседания Совета профилактики;
- совещания при директоре;
- совместные мероприятия с КДН и ПДН;

Профилактическая работа с родителями предусматривает
оптимальное
педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный
процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми
и родителями: День семьи, День матери, мероприятия по профилактике вредных
привычек, родительские лектории и т.д.
Кроме работы по просвещению и профилактике в школе проводится активная
работа для детей и их семей по создание ситуации успеха, поддержки и развития
творческого потенциала.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого
родители
получают
рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей, а так же по вопросам здоровьесбережения детей и подростков
взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещение
информации, предусматривающей ознакомление родителей, школьных новостей;
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
2.2.9 Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных
мероприятий
предусматривает:
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам,
модулям ( конференции, фестивали, творческие конкурсы)
- организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы

выходного дня (в библиотеку, в ЦКиД «Металлист») с привлечением к их
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами школы.
2.2.10 Социальное партнерство (сетевое взаимодействие)
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и т. п.);
Акцент новых образовательных стандартов сделан в первую очередь на развитие
творческого потенциала детей и духовно-нравственное воспитание. Однако, следуя
новым стандартам образования, для создания «идеальной» модели выпускника
рамки воспитательного пространства одного ОУ уже недостаточно. Должно быть
организовано
целостное
пространство
духовно-нравственного
развития
обучающихся.
Этому способствует:
- участие представителей организаций-партнёров в проведении внеурочных занятий,
внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности («Урок с профессионалом»,
«Неделя без турникетов» и др.);
- поиск новых форм работы, в том числе и информационно коммуникативных по
сетевому взаимодействию школьников округа и региона. Это возможность
максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Данная деятельность,
позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат.
Одним из примеров сетевого взаимодействия традиционной формы являются
различные конкурсы (творческие, интеллектуальные), спортивные мероприятия,
научно-практические конференции, всероссийские сетевые олимпиады, участие во
Всероссийских онлайн – конкурсах, флешмобах, творческих мероприятиях и
сообществах.
Совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами с
организациями-партнёрами
мероприятия благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой
направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на

социальное окружение
2.2.11 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы
как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, актового зала, окон и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников
на учебные и внеучебные занятия, размещение на стендах школы регулярно
сменяемых экспозиций. Творческих работ школьников, позволяющих им реализовать
свой творческий потенциал, а также знакомиться с работами друг друга; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе
озеленение пришкольной территории, оборудование оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои
фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных
мероприятий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний и т.п.); украшение школы к Дню учителя, «Новогодний дизайн
школы», акция «Окна победы»;
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы,
ее традициях, правилах.
2.2.12 Модуль «Детские общественные объединения»
На базе МБОУ «СОШ п. Оротукан» действуют детские объединения: Совет
обучающихся, волонтерское объединение «ДоброДелы», Военно-патриотическое
объединение «Наследники», первичное отделение РДДМ «Движение первых».
Действующее на базе МБОУ «СОШ п. Оротукан» волонтерское объединение
«ДоброДелы» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное в 2018 году по инициативе обучающихся, объединившихся на основе

общности интересов для реализации волонтерской деятельности. Его правовой
основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях».
Воспитание в волонтерском объединении «ДоброДелы» осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в волонтерском объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава
выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на
помощь другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом;
развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. Это посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе;
- участие членов волонтерского объединения в волонтерских акциях, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть, как
участие обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянная деятельность обучающихся.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Деятельность МБОУ «СОШ п. Оротукан» по развитию кадрового потенциала: в
условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении
главного результата – качественного образования школьников играет
профессионализм педагогических и управленческих кадров.
В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области
образования являются:
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня
квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников;
работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в
высококвалифицированных и творческих кадрах;
повышение престижа педагогической профессии.
В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие
мероприятия:
-обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации;
-создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении

аттестации на более высокую квалификационную категорию;
-разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;
-оснащение материально - технической базы;
-использование рациональных педагогических нагрузок;
-помощь педагогу в выборе темы самообразования; сопровождение педагогов по теме
самообразования.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
Заместитель директора по воспитательной работе
Педагог-организатор
Классные руководители
Педагоги –предметники
Развитие кадрового потенциала.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на
повышение квалификации работников образовательного учреждения в области
воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения
педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и
имеющихся у самих педагогов интересов.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных
систем среди педагогического коллектива:
через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-практических
конференциях – от школьных до региональных международных;
через научно-методические пособия;
через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
В работе классных руководителей проходит изучение:
нормативных документов;
научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических
кадров;
изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса;
глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в
школе;
знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и
качества подготовки учащихся.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие
нормативных документов, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания
школьников, заключение соглашений о сотрудничестве органов образования,
здравоохранения, культуры, социальной помощи.
Ведется разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи субъектов
духовно-нравственного содержания в городе.

Подготовка приказов и локальных актов школы по внедрению рабочей программы
воспитания в образовательный процесс.
Обеспечение использования педагогами методических пособий, видеоуроков и
видеомероприятий по учебно-воспитательной работе
Создание рабочей программы воспитания на 2022-2023 г. с приложением плана
воспитательной работы школы на три уровня образования НОО, ООО, СОО.
Обновление содержания воспитательных программ в целях реализации новых
направлений программ воспитания.
Подготовка/корректировка дополнительных общеразвивающих программ ОО.
Школьный сайт, на котором отражены реальные результаты реализации рабочей
программы воспитания.
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными
актами:
-Кодекс профессиональной этики педагогических работников.
– Положение о классном руководителе.
- Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
– Положение о Родительском комитете.
– Положение о Совете обучающихся.
– Правила внутреннего распорядка обучающихся.
– Положение о внутришкольном контроле.
– Положение о мерах социальной поддержки обучающихся.
– Положение о Школьном спортивном клубе.
– Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
– Образовательная программа дополнительного образования.
– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
3.3. Требования к условиям работы
образовательными потребностями.

с

обучающимися

с

особыми

Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в
примерных адаптированных основных образовательных программах для
обучающихся каждой нозологической группы.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности — обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (например, из семей мигрантов, билингвы и др.)—
создаются особые условия (описываются эти условия).
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:

ü налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
ü формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
ü построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
ü обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы классных руководителей, педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов,
педагогов дополнительного образования;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Категория
Обучающиеся с
инвалидностью,
ОВЗ

Обучающиеся с
отклоняющимся
поведением

Условия
Разработаны адаптированные основные общеобразовательные
программы для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом,
учителем-логопедом
проводятся
регулярные индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия.
Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально
на дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС
ОВЗ для образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы).
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
Консультации для родителей (законных представителей)
педагога-психолога.
Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные

Одаренные дети

занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Психолого-педагогическое сопровождение.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально
вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система
проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений - информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся;
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы, качеству
воспитывающей среды, символике Школы;
- прозрачности правил поощрения - наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
- регулирования частоты награждений;
- недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых
и т. п.;
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения - использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды;
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (сучётом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
В МБОУ «СОШ п. Оротукан» применяются следующие виды поощрений:
- благодарственное письмо директора школы родителям (законным представителем)
учащихся за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении
школьных дел.

- вручение грамот по итогам года за активное участие в мероприятиях гражданскопатриотического, интеллектуального направлений, за высокие достижения в спорте и
общественно полезной деятельности;
- номинирование на получение стипендии главы района, стипендии Губернатора
Магаданской области.
В выдвижении на поощрение и в обсуждении кандидатур на награждение
обучающихся участвуют органы самоуправления, классные руководители, педагоги,
родители (законные представители); дифференцированность поощрений (наличие
уровней и типов наград) позволяет продлить стимулирующее действие системы
поощрения.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования,
установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами,
обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого
планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнёрами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как
организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации, и саморазвития.

Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по учебно-воспитательной работе (педагогом-организатором, социальным
педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в
личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы,
трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(педагогом-организатором, социальным педагогом), классными руководителями с
привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета
обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на
вопросах, связанных с качеством:
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- деятельности по профориентации обучающихся;

- реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
- деятельности детских объединений.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по учебно-воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются
и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом
управления в общеобразовательной организации.
Ожидаемые конечные результаты
1.
Совершенствование
статуса
конкурентноспособного
образовательного
учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника, способной при
любых неблагоприятных условиях сохранять уважение к окружающим,
взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской православной
культуры через расширение содержания, форм организации воспитательной системы
школы посредством интеграции с социальными партнерами, системой
дополнительного образования.
2. Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитания.
3.
Совершенствование
системы
социально–педагогической
поддержки,
обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения через
внедрение современных воспитательных технологий, применение эффективных
механизмов социализации, формирования здорового образа жизни на основе
духовно-нравственных принципов воспитания.
4. Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью
которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям,
формирование нового знания, ориентированного на умение при любых
неблагоприятных условиях сохранять уважение к окружающим, взаимопонимание,
стремление к взаимодействию в традициях русской культуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».